Таланты и дарования. Как определить, в чем твое призвание?

11 февраля 2010 г.

СЕМЕНОВ: — Здравствуйте, дорогие друзья. Свои вопросы архиепископу Илариону, председателю Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата вы можете задавать на нашем сайте – «VERA.VESTI.ru».

ВЛАДЫКА: — Наша передача выходит в канун Дня интронизации Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла. Исполнился год с того момента, как Патриарх Кирилл взошел на московский патриарший престол. И сегодня мы в нашей передаче поговорим о событиях этого года. Но, прежде всего, поговорим о теме, о которой нас многие просили телезрители поговорить — это тема талантов и дарований. Святейший Патриарх представляет собой яркий пример человека, который не зарыл свой талант в землю.

СЕМЕНОВ: — Владыка, ну вот выражение «зарыть свой талант в землю» известно даже людям, которые Евангелие не читали. Хотя они, может быть, и не догадываются о его происхождении. Как же нам узнать, верующим и, может быть, не очень церковным людям, зарыли ли мы свой талант в землю или не зарыли?

ВЛАДЫКА: — Талант — это денежная единица. И в Евангелие есть притча о господине, который дал своим рабам определенное количество талантов. Одному – десять, другому – пять, третьему – один. Он дал эти деньги для того, чтобы рабы пустили их в оборот и чтобы эти таланты принесли другие таланты. В итоге тот, который получил пять талантов, приобрел на них другие пять талантов. Тот, который получил десять, приобрел другие десять. А тот, который получил один талант, зарыл свой талант в землю для того, чтобы он не пропал. И потом, когда господин вернулся, он возвратил его обратно, сказав, — «Вот ты мне дал талант, я его возвращаю». Эта притча о том, что человек должен свои дарования, свои способности использовать на благо других людей, а не просто держать их при себе. Суть этой притчи в том, что Господь каждому из нас что-то дал: кому-то может быть больше талантов, кому-то меньше талантов. Но нет такого человека, которому ничего не дано было бы от Бога. Так вот то, что нам дано от Бога, оно дано ни для того, чтобы мы это в себе держали и копили, а для того, чтобы мы этим делились с людьми. А таланты могут быть самые разные. Это не обязательно какие-то художественные таланты. Это может быть талант просто быть добрым человеком. Или это может быть талант уметь делать деньги. И в таком случае, если человек имеет много денег, значит, он должен делиться с другими.

СЕМЕНОВ: — Владыка, вы когда-то выбирали, какой из своих талантов пустить в ход. Стали священнослужителем, не стали заканчивать консерваторию. Как сделать этот выбор, если человеку даны разные дарования?

ВЛАДЫКА: — Каждый человек должен, прежде всего, почувствовать, в чем его призвание. Профессия часто бывает для людей просто способом заработать деньги. В идеале конечно, профессия должна быть призванием человека. И вот если человек своего призвания в жизни не нашел, то это, в общем-то, жизненная трагедия. Я очень хорошо помню, как я постепенно приходил к мысли стать священником. Меня учили музыке. И предполагалось, что я стану музыкантом. Но примерно к пятнадцатилетнему возрасту я был настолько вовлечен в жизнь Церкви, я настолько был увлечен Церковью и влюблен в Церковь, в особенности, конечно, в ее богослужение, что для меня эта любовь абсолютно перевесила любовь к музыке. Любовь к музыке сохранялась, но любовь к Церкви была гораздо сильнее. Я понял внутри себя, что я хочу свою жизнь посвятить именно этому. А для этого приходилось от чего-то отказаться, поскольку я принял монашество. Монашество – это отречение от мира. Меня с миром связывала, прежде всего, музыка. И вот я отказался от музыки. Случилось так, что почти двадцать лет спустя, то есть уже на сороковом году жизни, я стал снова писать музыку и написал несколько музыкальных сочинений. Но это было абсолютно непредвиденное развитие событий. Оно никак не предполагалось всей моей предшествующей жизнью.

СЕМЕНОВ: — Владыка у нас есть репортаж. И один из его героев сочетает разные служения и разную деятельность своей жизни. Давайте посмотрим.

Сюжет. Отец Иоанн Охлобыстин встречается с трудными подростками

Социально-реабилитационный центр «Отрадное» был одним из первых приютов для беспризорных детей в Москве. Здесь педагоги, воспитатели и психологи делают все, чтобы наладить отношения детей с родителями и вернуть их в семью.

В актовом зале центра — аншлаг. Дети рассаживаются перед большим экраном – проект «семейный кинозал» — это не только совместный просмотр фильма, но и общение с его создателями – актерами и режиссерами. Сегодня в гостях у воспитанников «Отрадного» — актер и священник Иван Охлобыстин.

Петр Каминский, организатор мероприятия: «Я пригласил отца Иоанна, потому что ему есть, что рассказать детям. У него большая семья, дети. У него большой положительный опыт»

Зрители ерзают на стульях и закрывают глаза – фильм «Царь» смотреть тяжело не только детям, но и взрослым. Исполнитель роли шута Вассиана – одного из самых зловещих персонажей – на проверку оказался совсем не страшным. Иван Охлобыстин поделился впечатлениями о съемках, своими мыслями об истории России и даже ответил на совсем личные вопросы – о семье и о вере.

Специально к встрече с воспитанниками приюта отец Иоанн не готовился – среди его паствы есть трудные подростки, но он не считает, что они в чем-то отличаются от другой аудитории. Главное – говорить так, чтобы им было интересно.

Отец Иоанн Охлобыстин: «Вот видят они священника в облачении, видят меня такого и понимают, что может быть и по-другому».

В «семейном кинозале» показывают разные фильмы – и современные, и советскую классику. Главное, чтобы фильм учил думать, а гость был интересным и хорошим человеком — ведь детям нужны положительные примеры.

Ольга Глущенко, Майя Тавхелидзе, Андрей Стифоров. Специально для программы «Церковь и мир».

СЕМЕНОВ: — Владыка, мы получаем много вопросов, с чем и как священник может, имеет право, должен совмещать со священнослужением? Что вы думаете по этому поводу?

ВЛАДЫКА: — Я думаю, что есть вещи несовместимые, есть вещи совместимые. Вот архиепископ Лука Войно-Ясенецкий, ныне прославленный в лике святых, совмещал служение архиерея с работой хирурга. Он делал хирургические операции и при этом был священнослужителем. Есть священники, особенно это на Западе распространено, где многие православные священники не могут, так сказать, прокормиться от прихода. Эти священники работают с понедельника по пятницу, допустим, продавцами книжных магазинов или на какой-то еще, совершенно не связанной с церковью работе. А в субботу и в воскресенье они приходят в храм и служат, часто на безвозмездной основе. Иногда совмещать профессию священника с чем-либо еще заставляет жизнь. Иногда совмещать эту профессию с какой-либо другой профессией побуждает талант человека, его какие-то способности. Есть вещи несовместимые. Например, я думаю, что очень трудно быть одновременно и священником и актером. И очень трудно найти баланс между тем, какую черту допустимо переходить священнику, а какую черту не допустимо переходить.

СЕМЕНОВ: — Владыка, ну вот вообще творчество священника, ну или в широком смысле христианина, должно ли оно всегда носить миссионерский характер или это не обязательное условия, как вы думаете?

ВЛАДЫКА: — Я думаю, что вполне допустимо для священнослужителя в качестве хобби, как сейчас говорят, заниматься чем-либо и не связанным напрямую с церковью. Ну, например, фотографировать пейзажи. Ведь много есть таких занятий, которые в свободное время абсолютно допустимы для священнослужителя. Но, конечно, в идеале все служение священника должно быть служением Христу и Церкви. И в этом смысле, если ему удается какие-то свои, так сказать, дополнительные таланты поставить на службу Богу, то это, наверное, в каком-то смысле идеал. То есть, он и служит Богу, как священник, а еще он свои другие способности и другие таланты тоже употребляет для того, чтобы передать людям, может быть какими-то иными способами, менее традиционными для церковной субкультуры, передать мысли о Христе, о Евангелии, передать учение Христа.

СЕМЕНОВ: — Владыка, тема нашего сегодняшнего разговора интересует очень многих зрителей — тема о талантах и дарованиях. Вот вопрос от нашей зрительницы: «По настоянию родителей, — пишет она, — я пошла в экономисты, а мечтаю о медицине. Как мне быть, и как понять, к чему же я призвана в своей жизни?»

ВЛАДЫКА: — Я думаю, если есть какая-то мечта, если есть мечта стать представителем той или иной профессии, то нужно употребить все силы, чтобы эту мечту осуществить. Призвание – это, прежде всего, внутренний голос человека. Родители, близкие, даже духовник, они могут что-то советовать, но они не должны решать за человека его собственную профессиональную судьбу. Поэтому человек должен сам принимать такие ответственные решения, как, например, вступление в брак или принятие той или иной профессии. Это дело личного выбора. Здесь нельзя ошибиться.

СЕМЕНОВ: — Наш зритель, подписавшийся сложной аббревиатурой, которую я не буду прочитывать, спрашивает, — «Является ли лицедейство грехом? Ведь это, по сути, ложь».

ВЛАДЫКА: — Когда древние святые отцы, например, Иоанн Златоуст в четвертом веке, писали о грехе лицедейства и о недопустимости для христиан ходить в театр, то это говорилось в отношении театра определенного рода. Театра, где пропагандировался порок, разврат и насилие. Более того, на гладиаторских боях убивали людей на потеху зрителям. Сейчас существуют самые разные виды театра. И бывает так, что и в театре и на телевидении, в особенности, пропагандируется порок и насилие. И это одна из тяжелейших болезней нашего телевидения, поскольку оказывается, что именно этот материал востребован и именно этот материал больше всего смотрят. И идя на поводу не у нравственного чувства, а у каких-то чисто меркантильных соображений, люди создают такие фильмы на потеху зрителям или фильмы, которые пропагандируют разврат и порок. Я думаю, что участие в такого рода проектах недопустимо для христианина. Если же создается фильм о Церкви или создается фильм о жизни людей, фильм, который пропагандирует доброту, традиционные христианские или общечеловеческие ценности, тогда греха в лицедействе нет.

СЕМЕНОВ: — Спрашивает Ольга: «Каково отношение Православной Церкви к классическому балету?».

ВЛАДЫКА: — Я думаю, что у Православной Церкви нет какого-то специального артикулированного отношения к классическому балету. Я со своей стороны один раз в жизни, уже будучи архиереем, посетил балет. Это был балет Хачатуряна «Спартак». И я должен признаться, что, несмотря на музыкальное образование, что-то в моей голове смешалось. И я в течение всех трех часов балета ждал танца с саблями. И вот всякий раз, когда выскакивали люди с какими-то там картонными мечами, мне казалось, что, наконец, будет танец с саблями. И когда этот длиннейший балет закончился, я растерянно спросил человека, который меня пригласил: «А как же танец с саблями»? Мне было сказано, что танец с саблями не в «Спартаке», а в балете «Гаянэ». Вот. Ну, это так, просто к слову.

А теперь, дорогие телезрители я предлагаю вам посмотреть репортаж, посвященный годовщине интронизации Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла.

Сюжет. Годовщина интронизации.

Патриарх в Православной церкви – первый среди равных по сану епископов.

История показывает: от того, есть или нет в Церкви Патриарх, а также от личности предстоятеля зависит очень многое.

С момента интронизации Святейшего Патриарха Кирилла прошел всего один год.

За это время Его Святейшество провел коренное преобразование Синодальных отделов – церковных министерств, по его собственным словам. Целью было сделать управленческие структуры более гибкими, отвечающими современным потребностям растущего Церковного организма.

В рамках этой реформы был четко обрисован круг вопросов, которым занимается отдел Внешних церковных связей. Теперь он занимается, в основном, зарубежными связями и отношениями с другими конфессиями. Возглавил его архиепископ Волоколамский Иларион (Алфеев), ставший на этом посту преемником Святейшего Патриарха Кирилла.

Вопросами внутрироссийской жизни стал заниматься Отдел по взаимодействию Церкви и общества. Такой структуры ранее не существовало. Ее возглавил протоиерей Всеволод Чаплин, который раньше был заместителем председателя ОВЦС.

В Русской Церкви появился также информационный отдел. Задача этого подразделения – связь с прессой и создание церковного медиа-холдинга. Впервые председателем Синодального отдела стал мирянин – профессор МГИМО Владимир Легойда, главный редактор «Фомы» — православного журнала для сомневающихся.

Появилась в Церкви и структура, напоминающая Общественную Палату – Межсоборное присутствие. Оно необходимо, чтобы важнейшие вопросы жизни Церкви обсуждались всей ее полнотой непрерывно, а не только в ходе Архиерейских и Поместных Соборов.

Для подготовки кадрового резерва Церкви была создана Общецерковная аспирантура. В нее могут поступить и люди, окончившие светские учебные заведения.

Ни одно крупное событие в жизни страны и зарубежья – будь то трагедия «Невского экспресса» или землетрясение на Гаити — не остается без отзыва Святейшего Патриарха. Он подает всему обществу пример неравнодушного отношения к чужой беде.

Особенное внимание Предстоятель Церкви уделяет общению с молодежью. Многотысячные залы оказываются переполнены во время его выступлений. В качестве ярких примеров можно вспомнить встречи с молодыми людьми в Ледовом дворце Санкт-Петербурга и во Дворце спорта Нижнего Новгорода.

Ни один визит Патриарха в епархии Русской Православной Церкви не обходится без пастырских встреч.

Всего за минувший год Его Святейшество посетил 22 епархии РПЦ. Он совершил также пять зарубежных поездок. Важнейшей из них – и для паствы, и для самого Предстоятеля — стал визит на Украину. Он стал символом единства Русской Православной Церкви на всей ее канонической территории. По всей Украине Его Святейшество встречали с транспарантами «Кирилл — наш Патриарх».

Визитом в Стамбул Патриарх Кирилл начал череду поездок по поместным церквям. Ему удалось изменить ход развития отношений с Константинопольским Патриархатом: из сопернических они стали партнерскими.

В соответствиии с диптихом Поместных Православных Церквей, планируются поездки в Александрию, АнтиохИю и Иерусалим.

Общественность с нетерпением ожидает, когда Патриарх отправится с братским визитом в православную Грузию. Совсем недавно было объявлено, что такая поездка непременно состоится.

СЕМЕНОВ: — Владыка, это совсем краткое, конечно, перечисление важнейших вех служения Святейшего Патриарха Кирилла. Лично вам, что особенно запомнилось в этом году в деятельности Святейшего Патриарха?

ВЛАДЫКА: — Мне лично, конечно, запомнилось прежде всего то, что Святейший Патриарх назначил меня председателем ОВЦС, то есть он назначил меня на тот пост, который он сам занимал на протяжение почти двадцати лет. И, конечно, это радикально изменило мою жизнь. И поставило меня в еще более тесные отношения с Патриархом в том плане, что я должен быть его ближайшим помощником во всем, что касается сферы внешней церковной деятельности. Это очень большая ответственность. И я ставлю своей основной задачей продолжать то, что делал Святейший Патриарх на посту председателя ОВЦС и помогать ему в работе над этой очень сложной темой. И конечно то, что меня более всего впечатлило, если говорить именно о сфере внешне церковных связей, это то, как Патриарх начал серию визитов в поместные Православные церкви. С визита в Константинополь. И как после этого визита радикально изменилась атмосфера наших взаимоотношений с Константинопольским Патриархатом.

СЕМЕНОВ: — То есть, в лучшую сторону изменились отношения?

ВЛАДЫКА: — Да, отношения изменились в лучшую сторону, потому что Патриарх, по сути дела, предложил Константинопольскому Патриарху совершенно новый формат взаимоотношений, основанный не на соперничестве, а на доверии. Но и было много очень ярких других впечатлений. Наверно самым ярким все-таки был визит Патриарха на Украину. Когда я был свидетелем того, как тысячные толпы людей приветствовали Патриарха как своего духовного отца, как своего духовного лидера. Это было совершенно незабываемое впечатление.

Дорогие братья и сестры! На этом наша передача подходит к концу. Я хотел бы напомнить вам слова Святейшего Патриарха Кирилла, которые он произнес ровно год назад в день своей интронизации: «Нет и не может быть в жизни Патриарха ничего личного, частного. Он сам и вся его жизнь без остатка принадлежат Богу». Будем молиться о нашем Патриархе, чтобы Господь даровал ему многая и благая лета. А вас всех да сохранит Господь!

Сайт программы

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать